На главнуюКарта сайта О магазине   |  Новости   |  Как купить   |  Доставка   |  Партнеры   |  Статьи ICQ-консультант
Интернет-магазин подарков MANEKI-NEKO. На главную
Корзина Корзина
товаров: 0 | на сумму 0 р.
Интернет-магазин подарков MANEKI-NEKO Интернет-магазин подарков MANEKI-NEKO. На главную
Статьи и тесты (495) 517-68-23, 517-68-23
Змея-Символ 2013 года Дракон - символ 2012 года Небесные фонарики Традиционные японские сувениры Японские сумочки Оригинальные обложки для документов Украшения Чётки Чётки из дерева Ароматерапия Принадлежности для гадания Биолокация Благовония Хрусталь Веера для танцев, тайцзи Амулеты и руны Панно Предметы фен-шуй Нэцке Одежда Посуда Предметы интерьера Массажеры Музыка Разное

УКРАШЕНИЯ

В истоках человеческой истории берет начало история украшений. Потребность в украше­нии, как мы еще и сегодня можем наблюдать у примитивных народов, выражена сильнее, чем потребность в одежде. «До одеяния было украшение» — так начинается одна из основополагающих работ по истории украшений. С самого начала украшение наряду со своей эстетической функцией должно было выпол­нять и иные важные задача. Во-первых, оно служило в качестве амулета или талисмана, во-вторых, украшением застегивалась или скреплялась одежда, обувь или пояс и укреп­лялась прическа. Поэтому мы можем подраз­делить украшения на символические, платяные, нательные и украшения для волос. Всякая эпоха создавала украшения по-своему, в не только с точки зрения присущего ей сти­ля, но и в том, что касалось выбора материала, способа обработки и техники. В древности главным образом египтяне, Греция и Рим су­щественнейшим образом определяли развитие украшений, позднее эту роль восприняла Ви­зантия. Каролингская эпоха, по общему мне­нию, стоит у истоков искусства украшения исторического периода в Западной Европе. Карл Великий, благодаря своей многогранной человеческой натуре, создал условия, которые привели к тому, что из наследия древних культур, христианства в творческой одарен­ности европейских народов выросла новая культура, которую обоснованно называют «каролингским ренессансом» и которая в значи­тельной степени повлияла на искусство укра­шений. Раннеготические украшения почти не сохранились до наших дней, о том, как они выглядели и применялись, мы узнаем из тог­дашней миниатюры и иконы, а иногда и плас­тики. Наилучшие образцы раннесредневековых украшений, которые дошли до нас, про­исходят из областей Рейна и Мааса. Драгоцен­нейшее женское украшение, которое нам из­вестно от этого времени, принадлежит к обла­чению императрицы Гизелы, надевавшей его, как утверждают, во время своей свадьбы с им­ператорам Конрадом II в 1027 г. В средневековом обществе лишь немногим из­бранным было возможно и доступно ношение драгоценного украшения. В эпоху Ренессанса этот круг расширился, и одновременно выс­шая аристократия и духовенство стала носить более роскошные украшения, чем это было принято в предшествующую пору. Тогдашние картины, главным образом произведения не­мецких мастеров, обстоятельно изображающие одеяния и украшения, дают нам об этом хоро­шее представление. Весьма часто, например, носили по несколько колец на одной руке. Ренессанс любил драгоценные камни и цвет­ную эмаль и обильно украшал ими наиболее популярные в те времена украшения — под­вески.

XVII век оказался поворотным для алмазной грани. В ту пору было изобретено гранение алмазов, которое выявило единственную в своем роде красоту бесспорного первенца среди драгоценных камней. В XVIII веке искусные ювелиры вправляли в броши, сул­таны, кольца и другие украшения мерцающие бриллианты в виде цветов, ветвей и бантов, которые особенно ярко сияли в празднично освещенных бальных залах, на больших прие­мах при дворе и тому подобных местах. По примеру французов в Европе также стали из­готовлять целые гарнитуры драгоценностей, «парурес», которые состояли из ожерелья, серег, броши, браслетов, а иногда и диадемы. Резные камни были в большой моде во време­на империи, а в последующие годы, когда все более широкие слои общества стали проявлять интерес к украшениям, принялись отыскивать новые, более дешевые материалы и новые средства и формы украшения, которым до сих пор уделяли мало внимания. В первую поло­вину XIX века эти усилия были продолжены, новые материалы или заново открытые спосо­бы обработки, новые техники украшения и т. д. обогатили ювелирное дело. Вторая поло­вина XIX века представляет собою застой и обращение вспять. Упадок древнего искус­ства, создавшего индивидуальное украшение, едва ли можно было задержать, однако в кон­це XIX века выявились новые тенденции, — место аристократических сокровищ заняли модные украшения, подчиненные совершенно иным законам.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

С ранних пор для изготовления украшений использовались самые разные материалы: бла­городные, но вместе в простые металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная эмаль, жемчуг, кораллы и прочее. Отдельные страны и стилевые эпохи предпочитали опре­деленные материалы и поэтому часто распознаются по виду избранного ими материала и способу его обработки.

МЕТАЛЛЫ.

Золото.

Важнейший металл в производстве украшений. Этот желтый блестящий металл, обозначаемый в качестве  химического элементе знаком Аu (от латинского Aurum), самый ковкий среда всех металлов, способный разгоняться в пластинку 1/800 мм толщины или вытягиваться в проволоку длиной в 3000 м при исходном весе в 1 грамм. Золото необычайно стойко к воздействиям воздуха и кислот и растворяется только в реак­тивах; содержащих хлор, прежде всего в цар­ской водке (одна часть азотной кислоты плюс три части соляной кислоты). Поскольку в самородном состоянии золото отличается мягкостью, его в большинстве случаев сплавляют с другими металлами. Избранный для сплава металл определяет цвет золота: с преобладанием меди получается красное золото, в сплаве с серебром золото имеет желтый цвет, примешиванием никеля или палладиума достигают белого цвета. С XIX века указывается содер­жание золота, ныне оно выражается в тысяч­ных долях. 1000/1000 означает чистое золото и соответствует первоначальному обозначению в 24 карат, причем следует учитывать, что карат здесь, в отличие от драгоценных камней, является обозначением не веса, а содержания золота в сплаве. Для работы чаще всего ис­пользуется золото в 14 каратов (585/1000) и 18 каратов (750/1000). Приблизительное со­держание чистого золота в тех украшениях, которые не допускают какого-либо вмешатель­ства, устанавливается с помощью так назы­ваемой пробы чертой. В качестве пробирного камня используют черного цвета кремнистый сланец, проверяемым сплавом с нажимом проводят по его поверхности. Затем цвет штриха сравнивают с цветом штриха от пробирной иглы на слитке, содержание золота которого точно известно, и для лучшего распознавания слегка смачивают штриховой след смесью азотной в соляной кислоты. Для получения более точного результата необходимы лабораторные исследования, требующие про­должительного времени. Для изготовления дешевых украшений часто вместо золота ис­пользуют накладное золото, которое представ­ляет собою неблагородный металл, преиму­щественно сплав меди, покрываемый золотом.

Серебро.

Вслед за золотом оно играет значи­тельную роль в изготовлении украшений. Этот сияющий белым цветом металл, с химическим обозначением Ag (латинское Argentum), тверже золота и после него наиболее ковкий благород­ный металл. Серебро не окисляется, остается неизменным на воздухе; однако атмосферный сероводород, фосфор и фосфорный водород вызывают потемнение его поверхности. Для изготовления украшений серебро также сплавляется с другими металлами, особенно с медью (10—30%), и чистое его содержание в настоящее время тоже указывается в тысяч­ных долях. Однако еще в последнюю четверть прошлого века для обозначения содержания серебра в сплавах в Германии повсеместно использовали издавна употреблявшиеся еди­ницы: лот и гран. Проверка серебра происхо­дит сходным с описанной выше проверкой золота образом, на практике по большей части применяют сплавы 900/1000 и 800/1000. В Новое время дешевые украшения изготовля­ли среди прочего из альпака, похожего на се­ребро сплава меди, никеля и пивка.

Платина.

С XIX века в изготовлении укра­шений находит применение самый дорогой благородный металл, открытый в XVIII веке. Платиновые сплавы из-за их дороговизны обыкновенно заменяются в художественном производстве белым серебром, которое внеш­не более всего уподобляется этому дорогому металлу.

Наряду с благородными металлами для изго­товления украшений часто используются и не­благородные: так было в доисторические эпо­хи, в кустарном народном производстве и по­всюду, где благородные металлы слишком дороги.

 

СПОСОБЫ УКРАШЕНИЯ.

Наряду с тех­никами, которые находят повсеместное приме­нение в обработке металла, вроде гравировки, рельефной чеканка и канфарения, в произ­водстве украшений применяются и иные, ха­рактерные как раз для этой отрасли челове­ческой деятельности. К самым древним тех­никам этого рода принадлежат филигрань и зернь, которые были известны и с большим совершенством выполнялись еще в доистори­ческую эпоху.

Филигрань.

Под нею подразумеваются ис­кусные изделия из тонкой накерненой (рифле­ной) проволоки, которая или, как это было в ранние эпохи, припаивается на металличес­кую основу, образуя выразительный узор, или, как это стало правилом позднее и сохра­нилось вплоть до наших дней, превращается в искусно переплетенный жгутик, запаивае­мый лишь в местах пересечения. Изделия из филиграни были в определенные периоды чрезвычайно популярны и такие украшения, как серьги, пряжки, застежки, браслеты, бро­ши и другие, пользовались большой популяр­ностью. Особенное предпочтение отдавали фи­лиграни из серебра; золотая филигрань встре­чается реже. В некоторых странах украшения из филиграни еще и по сей день пользуются огромным спросом, хотя качество ручной об­работки отличается значительной неравномер­ностью. Филигрань в виде народного украше­ния встречается во всех частях света, так что в ней усматривают одну из первоначальных техник, присущих человеческой культуре. В художественных изделиях также часто встречается этот способ украшения. Напри­мер, в средние века филигрань неоднократно украшала церковную утварь, даже драгоцен­ные оклады книг. В наши дни филигранью украшают среди прочего и серийную продук­цию.

Зернь.

Напаянные на поверхности аналогич­ного металла — золото на золоте, серебро на серебре — золотые и серебряные зернышки, образующие различный, часто очень вырази­тельный орнамент, использовали для прида­ния большего эффекта своим изделиям златокузнецы уже давно минувших эпох. Эта тех­ника, которую мы сегодня называем гранули­рованием, увеличивает игру светотени и при­даст украшению своеобразную живость.

Чернь.

Также принадлежит к наследию давно минувшего прошлого, однако на протяжении столетий и эта техника снова и снова использо­валась искусными златокузнецами. Речь идет о нанесении в гравированные или травленые углубления светлого металлического основа­ния смеси. В качестве основы использовала, как правило, серебро, в качестве добавления — серебро, медь, серу, свинец и т. д., смешан­ные по определенным рецептам и различаю­щиеся в разные культурные эпохи по составу и цвету. Так, по Плинию, в древности использовали серебро, медь и серу, в то время как в средние века и в эпоху ренессанса добавлялся еще свинец. И сегодня златокузнецы часто держат в секрете свои испытанные рецепты. По названию русского города Тулы, где в XIX веке широко использовали чернь, «тульскими товарами» были названы украшенные ею предметы, имевшие успех в Центральной Европе.

Инкрустирование.

Это искусство Европа переняла из Азии. На предметах и украшениях из неблагородного металла (железо, сталь, бронза), реже из золота и серебра, награвировывали орнамент, вставляли в углубление золотую или серебряную нить, иногда тонкий лист, и молоточком плотно пригоняли укра­шающий металл к основе. Этот способ уже очень рано применяли в Дамаске, откуда он позднее попал в Византию и нашел употреб­ление также в Италии и Германии. Мавры занесли его в Испанию, где особенно красиво инкрустировались оружие и доспехи. Вели­чайшего совершенства в применении этого искусства достигли японцы и китайцы. В пе­риоды ранней европейской истории встре­чаются инкрустированные золотом серебря­ные украшения, равно как и золотые изделия — серебром; кроме того, даже парадные изде­лия из благородного металла инкрустирова­лись иноцветной проволокой из простого ме­талла.

 

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ.

Еще доистори­ческий человек использовал драгоценные кам­ни для украшения, и нет, пожалуй, ни одной эпохи в истории человечества, которая не находила бы никакой прелести в многоцветном великолепия этих минералов. По твердеет, чистоте, красоте цвета и разнообразию прелом­ления света драгоценные камни превосходят все иные дары природы и очаровывают даже такого избалованного знатока, которого обык­новенно в состоянии тронуть лишь изыскан­ные художественные произведения. Драго­ценные камни различаются по степени твер­дости. Наибольшей твердостью в 10 единиц обладает только алмаз, который греки назы­вали непобедимым, «adamas». Камни со сте­пенью твердости от 9 до 7 прежде определяли как подлинные драгоценные камни, которые с понижением твердости становятся полудра­гоценными или просто декоративными. Разу­меется, понятие «полудрагоценные камни» не всегда имеет твердо фиксированные грани­цы, поскольку не только твердость, во и редкость и красота также выступают крите­рием опенки, и до сих пор на этот счет не су­ществует единой точки зрения. В разработан­ной Фридрихом Мозе шкале твердости алмаз фигурирует, как уже было сказано, со степенью в 10 единиц, за ним следуют рубин и сапфир — 9, кошачий глаз; александрит, хризоберилл, шпинель, смарагд, аквамарин и благородный топаз — 8, аметист, гиацинт, турмалин, гранат, цитрин, дымчатый топаз и розовый кварц — 7 и другие цветные или прозрачные камни. Мерой драгоценного кам­ня в новое время становятся карат, который в противоположность карату драгоценного металла является показателем веса и равен 200 млгр, т. е. 1/5 гр.

Извлеченный из своего природного гнезда камень-сырец до заключения в оправу подвер­гается обработке, лишь благодаря которой и обнаруживается вся его красота. Известны по существу два разных вида обработки: шли­фование и резание, которые могут применять­ся и одновременно.

Шлифование в значительной степени повы­шает декоративные свойства драгоценного камня. Лишь цветовая игра, преломление света, сияние и форма пробуждают его к пол­ной жизни, поэтому гранильщик драгоценных камней должен точно знать естественное стро­ение кристалла, учитывать систему, заложен­ную в его основание, в стремиться выявить своеобразие минерала. При рассуждении о том, какого вида огранка была бы наиболее под­ходящей, он должен наряду с другими факто­рами всесторонне учитывать цветовые особен­ности камня. Удовлетворялись не только цве­товым великолепием и игрой света, — во все времена драгоценные камни использовали также в качестве материала для мелкой плас­тики.

Резьба в камне (глиптика).

Это искусство было известно и популярно у всех культурных народов древности и имело хождение также в кругу неевропейских народов. Уже в VI веке до н. э. искусство камнерезания пережи­ло свой расцвет в Греции, в Риме глиптика также была популярна. Техника и способность выражения художественной идеи в пределах самого незначительного простран­ства достигли высочайшего совершенства в геммах-интальо (углубленное резное изобра­жение) и камеях (выступающее резное изобра­жение в форме более или менее плоского рельефа) классической древности и даже се­годня было бы трудно отыскать что-либо равное им. Средневековье здесь, как и в дру­гих областях искусства и художественного ремесла, переняло наследие античности, одна­ко скоро вступило на свой собственный путь и стало использовать резные камни для укра­шения церковной утвари, церковных книг и в качестве предметов любования на облаче­ниях священников и диаконов. Античные геммы и камеи носили высокородные женщи­ны в виде застежек одеяний или медальонов в оправе из благородного металла и т. д. Руку благородного грека и римлянина, а также средневекового иерарха я аристократа нередко украшал перстень с печаткой с резанным в камне изображением. В эпоху Ренессанса глип­тика пережила новый расцвет, в многие из­вестные мастера той поры создали в этом драгоценном материале произведения непре­ходящей красоты. Вплоть до наших дней су­ществовали и снова и снова появляются ху­дожники, стремящиеся воплотить свои плас­тические представления в этом благородном искусстве.

Гранение.

В то время как искусство резания камней еще в античности достигло своего апогея, гранение развивалось медленнее и в античную эпоху намного отставало от глип­тики. Наиболее простой и употреблявшейся еще в древние времена формой обработки является огранка кабошоном, способ, при котором верхней стороне камня с помощью полировки придавалась выпуклая форма, а нижняя сторона первоначально лишь слегка подтесывалась, благодаря чему ясно читалась структура камня и его величина оставалась предельно неизменной. Позднее нижняя сто­рона камня обыкновенно уплощалась, как это иногда делают еще и сегодня. Высокодужные экземпляры называются «кабошонами». В раннем и зрелом средневековье кабоширование было единственным способом обработки драгоценных камней, сегодня же подобным образом отделываются, как правило, только непрозрачные или полупрозрачные декора­тивные камни. В XIV и XV веке распростра­няется шлифование таблицы, которая отвечает, например, октаэдрному кристаллу алмаза в сохраняет его продолговатую форму, а также почти целиком исходную величину. Плоскости октаэдра, формы алмаза естественного обра­зования, при такой обработке полируются, а грани несколько скругляются. Вершина камня представляет собою половину первона­чальной формы и при правильном кристалле алмаз приобретает вид пирамиды. Некоторые редкие экземпляры эпохи переселения на­родов уже демонстрируют эти формы, кото­рые тогда достигались посредством кабоширования.

В XV и XVI веке, когда в употреблении были уже гранильные мельницы с водяным приво­дом и для обработки использовали алмазный порошок на масле, появляется фацетирование. Что тонко растолченный алмаз является не­превзойденным средством огранки, — это первым открыл гранильщик Карла Смелого Бургундского Луи де Беркен из Брюгге, чем и обусловил взлет гранильного дела. Ему удалось с помощью этого нового средства при­менить к алмазам фацетирование, еще в XIV века использовавшееся в Европе для обработ­ки горного хрусталя; тем самым он наиболее полно выявил одно из важнейших свойств первого среди всех драгоценных камней: спо­собность преломлять свет, которой в такой мере не обладает никакой иной камень. После этого огранка начала свое победное шествие, и можно выделить разные ее виды. Наряду с фацетированным шлифованием таб­лицы, которое в особенности применяется для камней «чистой воды», и наряду с конически заостренным камнем, известен гонкотаблит-чатый бриллиант, у которого верхняя и ниж­няя вершины почти полностью сошлифованы и который обладает восьмью и, соответствен­но, шестнадцатью гранями (с притупленными углями). Для толстотаблитчатого бриллианта характерно незначительное удаление нижней половины октаэдра. Отсюда — всего один шаг к ступенчатой огранке («лесенке»), кото­рая особенно пригодна для цветных камней, поскольку своеобразное расположение граней нижней части увеличивает отражение света и тем повышает общее впечатление. При сту­пенчатой огранке в верхней части камня появ­ляются две, а иногда и три граненых ступени, внизу же — от четырех до шести, а иногда и больше.

В XVII веке, когда алмаз сделался основным украшением, знаменитые гранильщики в Ам­стердаме и Антверпене изобрели гранение в виде розы, которое возникло, пожалуй, из первоначальной формы заостренного камня. Правильная роза, розетка или рута представ­ляет собою круглый камень с диаметром вдвое больше высоты. Простая роза имеет шесть плюс двенадцать, «голландская или брабантстая роза» шесть плюс восемнадцать, фран­цузская «Rose recoupée» двенадцать плюс двадцать четыре граней. Под «розочками», которые были особенно популярны в XVIII вене, следует понимать очень маленькие руты; на один карат прихо­дится более ста граненых камешков. Благо­даря повелению французского кардинала Мазарини, который в 1660 году приказал огра­нить уже шлифованные камня, из толстотаб­литчатого бриллианта возникла и развилась новая общепринятая форма огранки. Как па­вильон (верхняя часть, крона), так в кюласса (нижняя часть) в ней обильно фацетированы. Около 1700 года венецианскому гранильщику Винченцо Перуцци впервые, как утверждают, удалось огранить «тройной работы бриллиант», павильон которого состоял из 32 граней в три ряда (кроме площадки), кюласса из 24 гра­ней {не считая калетгы). Если к тому же павильон и кюласса находятся в соотношении 1:2, обильный и многообразно преломленный свет извлекает из камня огненное сверкание. От описанной выше бриллиантовой грани, кото­рая целикам выявляет свойства алмаза, ведут начало все современные, чрезвычайно слож­ные способы гранения, вроде изобретенной в Каире звездчатой грани, которая предполагает большую высоту павильона и кюлассы и га­рантирует максимальное использование сырца. Клешневая грань и американская бриллианто­вая грань, которые пользуются сегодня осо­бенной популярностью, также развились из обычной бриллиантовой грани. Как можно видеть из нашего изложения, бриллиант возникает из алмаза-сырца в силу особых способов фацетировання в никоим об­разом не представляет собою естественно об­разовавшегося благородного камня, как об этом, между прочим, ошибочно думают.

Наряду с бриллиантовой огранкой, посред­ством которой камень в определенном порядке покрывается гладким гранями (фацетами) в которая способствует игре света и сиянию драгоценного камня, для непрозрачных кам­ней, отличающихся богатой игрой цвета, ис­пользуют шлифование иного рода. Они шли­фуются не плоско, а округло; среди прочего подобным образом обрабатывают цветные камни первого класса: рубин и сапфир. Они приобретают дугообразную поверхность или по обеим сторонам, или нижняя сторона замы­кается плоской гранью. Иногда нижняя сто­рона выдалбливается, «выбивается», что спо­собствует отражению света. Камень как бы светится снизу, и в проницаемых для света экземплярах достигается значительный эф­фект. Иногда гранится выпуклая поверхность рундисты (пояса, ободка).

Украшения из граната.

Несколько в стороне от основного русла располагается не менее ценная продукция, которая получила разви­тие в особых обстоятельствах и во многих от­ношениях обогатила ювелирное дело Европы. Такого рода продукцией являются украше­ния из граната, которыми прославилась Богемия в последние три столетия. Письменные источники сообщают, что уже в XVI веке в Богемии планомерно добывались огненные, кроваво-красные гранаты; кроме того, имеют­ся средневековые сведения об использовании темно-красных гранатов в качестве украшений. Собственно «гранатовая техника» появляется лишь в XVIII веке и получает широкое рас­пространение во второй половине XIX века. При этом металл, главным образом золоченое серебро, образует всего лишь неразличимую конструктивную оправу, а граненые зерна граната целиком покрывают поверхность укра­шения. Поскольку зерна богемского граната лишь изредка превышают в диаметре 8 мм, а экземпляры свыше 5 мм уже довольно дороги, то в том случае, когда в композиции украшения предусмотрено использование кам­ней большого размера, богемские гранаты дополняются темно-красным альмандином, который имитируется из Индии, или ти­рольскими гранатами фиолетово-красного цве­та, для которых характерны от коричневатого до черного цвета «перья» (помутнения, образовавшиеся в процессе кристаллизации). Гранаты подвергаются разнообразной шлифовке от простого гранения площадки до сложной бриллиантовой огранки и по мере надобности заключаются в оправу. Во-первых, применя­ют гнездовую оправу, во-вторых, оправу в виде напаянных коготков или шариков. В XIX веке любили сочетание богемских грана­тов с мелким жемчугом. Для раннего периода характерны броши и ожерелья из звездо- и рутообразных гранатов в несколько нитей, которые пользовались ог­ромной популярностью. Изготовлялись также медальоны, браслеты, серьги и кольца. В XIX веке преимущественным предпочтением поль­зовались гарнитуры гранатовых украшений, которые состояли из колье или ожерелья, браслета, броши, серег и кольца. Прекраснейшее украшение из богемских гра­натов, которое нам сегодня известно, носила Ульрика фон Леветцов, вызывавшая прекло­нение седовласого Гете. Гарнитур был изго­товлен в 1820 году из 448 гранатов и состоит из ожерелья в пять нитей, серег, броши, двух браслетов и кольца. Он находится в Тршебевицком музее в Богемии.

Имитация драгоценных камней.

Уже в древнем Египте, античной Греции и Риме стрекались заменять редкие и драгоценные благородные камни легко доступными и более дешевыми суррогатами. Существует несколь­ко возможностей имитации драгоценных кам­ней; одна из них заключается в том, чтобы с помощью определенного рода оправы и обы­грывания камня «второй и третьей воды», преподнести его таким образом, чтобы он казался безупречным по чистоте и дорогим экземпляром. Далее, искусное обыгрывание подлинного камня может придать обыкновен­но не свойственную ему окраску и сияние. Например, в старину с помощью отражающей свет фольги увеличивали сияние бесцветных и прозрачных алмазов. Амальгамированный цветной камень также поражает особенно ин­тенсивной игрой цвета. Ренессансный худож­ник и златокузкец Бенвенуто Челлнни про­славился умением изготовлять превосходную фольгу, которая заметно увеличивала цветовое сверкание драгоценного камня. Ныне этот вид имитация менее употребим, поскольку как раз наиболее дорогие и потому более всего заслуживающие подражания экземпляры оп­равляются «a jour» т. е. по рундисте, что почти целиком исключает употребление фоль­ги. Что касается больших алмазов, смарагдов и рубинов, наиболее драгоценных камней, то уже очень рано пытались посредством склеи­вания двух камней достичь обманчивого един­ства и высокого качества. Известны «дубле­ты» трех видов: состоящие из двух подлин­ных камней, причем камень, используемый в нижней части, как правило, более низкого качества; затем такие, в которых верхняя часть является благородным камнем, а ниж­няя более дешевым минералом, например, горным хрусталем или стеклом; и наконец такие, в которых обе части неблагородного происхождения. Последним из выше назван­ных способов на Востоке с превеликой лов­костью изготовлялись подделки, верхняя часть у которых с нижней стороны имела полусферическое углубление, заполнявшееся окрашенной жидкостью. За несомненную имитацию признается упо­требление драгоценных камней, которым в си­лу их цветового сходства с камнями первого класса приходится служить их заменой. С по­мощью обжига цвет многих камней может быть улучшен, из желто-красных топазов, например, получаются светло-красные; осо­бенно интересен тот факт, что матово-голубой сапфир после обжига становится водянисто-светлым и служит для имитации алмаза.

Остается вопросом, можно ли считать имита­цией искусственные драгоценные камни, кото­рые кристаллизуются не в слоях земли, а в лабораториях под наблюдением химиков из тех же составных частей, что в их естествен­ные собратья, ибо они той же субстанции и цвета, что и натуральные минералы, и не от­личаются от них ни способностью преломлять свет, ни цветовой игрой, ни блеском. Даже наука лишь в редчайших случаях способна распознать в уже ограненном камне: покоился ли он сырцом в земле долгие тысячелетия или недавно вышел из лаборатории. На протяже­ния многих столетий человечество мечтало о возможности изготовлять драгоценные кам­ни, и люди снова и снова старались вырвать у природы эту тайну. Лишь минувшее столе­тие обогатилось новыми, необходимыми для этого познаниями, в как раз французским хи­микам принадлежит огромная заслуга в раз­решении этой проблемы. В наше время крис­таллы весьма многих минералов выращивают фабричным способом и используют не только в качестве украшений: они играют важную роль в современной технике.

Во все времена стеклянная масса применялась в качестве дешевого заменителя благородных камней. Сорта стекла, которые отличаются способностью повышенного оптического пре­ломления и в огранке дают богатую цветовую игру, могут, во-первых, — окрашенные окис­лами металлов, — использоваться для имита­ции цветных драгоценных камней, во-вторых, — в бесцветном состоянии — служить замени­телями алмазов в дешевых украшениях. Ос­новой современной имитации благородных камней посредством стекла служат стразы, бесцветная стеклянная масса из зеленого крем­ния, окиси железа, глинозема, извести и окиси натрия, смесь и сплав которой впервые в 1758 году получал венский златокузнец Иосиф Штрассер и которая поддается такой искусной огранке, что при скользящем разглядывании стразы неотличимы от подлинных алмазов. «Псевдобриллнанты» из страз или стеклянной массы с добавлением таллия — благодаря своей повышенной способности преломления света — приближаются к подлинным брил­лиантам; однако у них отсутствуют другие важные качества благородных камней, вроде твердости, так что при долгом ношении этих украшений едва ли можно скрыть следы из­носа, а блеск их со временем все-таки слабеет. Камни из цветной стекломассы и стразы в последние два столетия находили большой спрос как материал модных украшений; из­вестные художника во Франции, Германии и прежде всего в Чехословакии посвятили себя в новое время проблемам, решение которых повлекло за собой имитацию драгоценных камней в не сравнимом с прежним масштабе.

Распознавание драгоценных камней.

Как уже указывалось выше, распознавание под­линных натуральных драгоценных камней представляет трудность. Даже глаз опытного знатока едва ли в этом отношении безошибо­чен. Ни цвет, ни сияние, ни преломление света не дают достаточной уверенности при определении подлинности камня. При первом знакомстве можно судить только о том, имеем ли мы перед собою прозрачный или непрони­цаемый камень определенного цвета и сияния. Более точное исследование в настоящее время предполагает наличие сложных инструментов. Поскольку, как известно, используются мно­гие синтетические материалы, увеличительное стекло больше уже не удовлетворяет постав­ленной цели, как это было раньше. В первую очередь здесь следует назвать поляризацион­ный микроскоп, чрезвычайно эффективный при определении подлинности камня.

Оправы драгоценных камеей.

Как пра­вильно выбранная рама для картины выгодно дополняет и, составляя с ней неразрывное целое, усиливает общее воздействие, так и подходящая оправа поддерживает и полностью выявляет красоту драгоценного камня. Уже в древности драгоценные камни заключали в оправу, т. е. прочно соединяли их с метал­лом. Как в ранние времена, так и в наши дни для оправы обработанных камней используют, прежде всего, благородные металлы и лишь изредка — неблагородные, которым посред­ством соответствующей обработки поверхнос­ти придавали должный вид (например, медь золотилась). В принципе можно различать два вида оправы, ранняя из которых, гнездвая оправа, была известна и употреблялась еще в древности. Сферообразный с верхней сторо­ны и плоско отшлифованный снизу камень вставляли в наготовленное для этого гнездо, которое состояло из металлического донца и тонкой напаянной полоски того же металла.

Этот вид оправы переняли средневековые ювелиры, которые варьировали его в соот­ветствии с художественным вкусом, собствен­ной ловкостью и умением то в виде простой, то в виде художественно изощренной формы, вплоть до роскошных и оригинальных образ­цов. Так, верхнюю кромку царги, как назы­вают металлическую подоску, то украшали напаянными шариками, ноготками или фили­гранью, то отделывали искусной листообраз­ной резью я усиками. В эпоху поздней готики и Ренессанса входят в моду кайма, украшен­ная эмалью, которую любили применять на дорогих украшениях вплоть до XVIII века. Гнездовая оправа допускала всевозможные улучшения, с помощью которых менее чистые «по воде» и цвету камни наделялись чарую­щими внешнюю свойствами. Самое действен­ное средство улучшения камня — подходящее ложе. Введение «грязи» (черной окраски) по­могает скрыть помутнения и недостатки кам­ня. Еще более действенным оказывается при­менение фольги. С той же целью использо­вали блестящие металлические палочки, ко­торые как зеркало отражали проникающий свет. Применяли также цветной шелк, который придавал цветному камню светоносный характер и углублял сияние. Еще и сегодня цветные камни в непрозрачные полудрагоцен­ные минералы часто оправляются аналогич­ным образом.

Наряду с гнездовой оправой в конце Х века появляется оправа «a jour» которая не имеет донца и оставляет камень открытым с обеих сторон. Эта форма оправы стала особенно популярной после изобретения бриллиантовой огранки, поскольку крепежное приспособле­ние ограничивается в этом случае металличес­ким ободком с коготками, что способствует максимальной обозримости камня. Оправа по рундисте без существенных изменений сохра­нялась вплоть до ваших дней, поскольку чис­тые, прекрасной окраски камни не нуждаются ни в каком сопровождении. Если мы последуем за украшениями в их исто­рической развитии, то снова и скова убедимся в том, что предпочтение отдавалось такой оправе, а вслед на ней и такому камню, кото­рые отвечали времени и его художественному вкусу.

Все минувшие столетия не смогли изменить основные виды оправы драгоценных камней, и поныне мы имеем дало все с теми же, более или менее привлекательными разновидностя­ми первоначальных форм.

 

ЭМАЛЬ.

Еще в древности металлические украшения отделывали цветной эмалью и уже тогда имели по-разному использовать декора­тивные свойства этой разноцветной стеклян­ной массы. Эмаль была популярна и в более поздние времена, и искусство эмальеров наря­ду с другими техниками златоделия занимало почетное, а по временам и ведущее место. Эмалированном называют полное или частич­ное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия. Известна эмаль трех видов: с бес­цветной основой, которую называют глазурью, просвечивающая и непроницаемая эмаль. В самом эмальерном деле существуют различ­ные техники и способы обработки. В перегородчатой эмали на металли­ческую поверхность напаивают проволочку или полоски и образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой. После обжига поверхность гладко шлифуют, так что металл с эмалью образуют ровную плоскость; а металлические перемычки создают опреде­ленный узор. Этот способ эмалирования был особенно распространен на Востоке. Металли­ческое основание обыкновенно бывает золо­тым, реже серебряным или медным, на него первоначально наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски и наконец бесцветная прозрачная эмаль с глазурью в качестве за­щитного в глазурного средства. С перегород­чатой эмалью сходна эмаль на скани, в которой проволочка остаются более высокими, чем слой эмали, тек что поверхность предмета не связывается воедино. Русские и венгерские народные украшения характеризуются как раз этим видом эмали. В нейтральной Европе от­давали предпочтение выемчатой эмали. В этом случае на металлической поверхности с помощью резца делаются углуб­ления, которые затем заполняются стеклянной массой. Металлическую основу здесь чаще образует медь или бронза, золото и серебро менее употребимы. Поверхность подобным образом эмалированных предметов гладко шлифуется и предстает единой, как и в пере­городчатой эмали. Если металлическая основа — из благородного металла, то предпочтение отдается прозрачной стеклянной массе, цвет которой может изменяться под воздействием ложа. Для увеличения интенсивности цвета и эффекта прозрачной эмали при краевых и желтых тонах избирают золотую фольгу, при синих к зеленых — серебряную высокой про­бы. Если металлическую основу образует неблагородный металл, вроде меди или бронзы, то чаще применяют непрозрачные эмали. Бесцветная стеклянная масса окрашивается окисью металла и получается просвечивающая эмаль. Если хотят получить непрозрачную стеклянную массу, то добавляют олово, кото­рое не поддается плавлению и окрашивает бесцветное стекло в белый цвет. Всякая про­зрачная цветная эмаль в смеси с такого рода белой эмалью становится «опаковой», т. е. не­прозрачной. В так называемой смешанной эмали, которая с большим совершенством и художественным вкусом выпол­нялась в среднее века в Рейнской области и в районах Мааса и Моэеля, выемки большо­го размера перегораживались металлической проволокой.

В последнее время вновь большой популяр­ностью пользуется так называемая оконная эмаль, при которой отсутствует металлическая основа и стеклянная масса пол­ностью заполняет сквозные промежутки про­волочной сети. Очень эффектна так называе­мая эмаль по серебру или эмаль по резьбе. Рису­нок в виде неглубокого рельефа вырезывается на серебряном ложе и затем полностью покры­вается прозрачной стеклянной массой. На более высоких местах рельефа серебро просве­чивает сильнее, тогда как в более глубоких эмаль гуще и темнее. В таких изделиях пол­ностью выявляется светотеневая моделиров­ка металла. До высочайшего совершенства эту технику довели в особенности итальянские элатокузнецы XV века. В способе, который применялся преимущественно во Франции и называется бочковой эмалью, свободно смон­тированные или круглые части полностью по­крываются слоем эмали.

Эмалью по рельефу назы­вают литые или чеканные предметы, которые полностью или частично обожжены в прозрач­ной или непроницаемой стеклянной массе, так что получается цветная эмалированная плас­тика; рельеф также можно покрывать эмалью аналогичным образом.

В живописной эмали, которая пережила расцвет в Лиможе в XVI иске, металлическая пластин­ка, реципиент, используется еще и в качестве живописной основы. Часто изготовляемая из меди, во равно из железа, серебра или золота, эта пластинка прежде всего целиком покры­вается прозрачной глазурью или одноцветным опаковым слоем эмали. В качестве эмалевых красок почти постоянно применяются непро­зрачные стеклянные массы; которые куничьей кистью наносятся на грунтовую подготовку и подвергаются последовательному обжигу. Поскольку краски в растертом состоянии часто обладают иным тоном, чем после обжига, едва ли можно избежать повторных прописок и об­жига. Оборотная сторона пластинки по боль­шей части также покрывается слоем эмали (контрэмаль) для предотвращения односторон­ней деформации металла при обжиге. С описанным выше способом не следует путать живопись по эмали, в которой пользуются только чистыми металлоокисными красками, но преимущественно белой эмалевой основе на золотом, серебряном или медном основании. Эта технике позволяет точнейшим образом вырисовывать все, вплоть до мельчайших де­талей, и потому охотно применяется в мини­атюрной живописи. Совместным действием различных эмальерных техник достигаются замечательные эф­фекты на изделиях из золота и серебра.

 

                                                                               ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УКРАШЕНИЙ.

Наряду с металлами, благородными камнями и цветной эмалью, в производстве украшений известны и иные классические материалы, также преимущественно натурального проис­хождения. К наиболее употребимым принад­лежат морской и речной жемчуг, кораллы, слоновая кость, черепаха, перламутр и янтарь.

Благородный жемчуг.

Жемчуг является ценнейшим даром моря и по красоте прирав­нивается к драгоценным камням. Как и камни, жемчуг очень рано стали заключать в оправу из благородных металлов и использовать в ви­де украшения. Жемчуг всегда пользовался огромной популярностью. К прекраснейшим экземплярам относятся жемчужины, которые вылавливаются близ побережья Цейлона и об­ладают светло-серебристым свечением без дефектов перламутрового отлива. Восточный жемчуг вообще ценится высоко и часто имеет бледно-желтый отлив, тогда как американ­ский скорее голубоват. Однако известен также розовый, красноватый и черный жемчуг. Не только цвет, но также величина и форма опре­деляют ценность жемчуга. Ровной круглой формы большие жемчужины называются крупным или бурмитским жемчугом, он про­дается поштучно. Особенно большие жемчу­жины совершенной формы называются «парангонами», в то время как угловатые боль­шие жемчужины неправильной формы носят название «уродцев». Из-за своей фантастичес­кой формы они охотно использовались в эпоху Ренессанса и позднее в качестве фрагментов человеческого и звериного тела в изделиях прикладного искусства. Наконец, самый ма­ленький, мелкий жемчуг, который зачастую едва превышает пшеничное зерно, применял­ся для украшения женской одежды. Жемчуж­ное шитье было особенно популярно в XVI веке. Наряду с названным жемчугом, сущест­вуют овальные, грушевидные и неправильные угловатые экземпляры, которые называют зобным или барочным жемчугом. Поскольку природа сама поставляет готовый жемчуг, че­ловеку мало что остается делать. Все жемчу­жины просверливаются и нанизываются друг за другом на одну нить или носятся как под­вески. Наряду с подлинными жемчужными раковинами, ко­торые водятся в южных морях, речные рако­вины также вырабатывают жемчуг, который однако по большей части меньше морского в уступает ему по красоте и ценности. В XVII и XVIII веке среднеевропейские реки и речушки (например Влтава и Белый Эльстер) еще оставались бога­тыми бассейнами для ловли жемчуга.

Искусственный жемчуг.

Тот общеизвест­ный факт, что чужеродное тело, проникшее в жемчужную раковину, вроде песчинки или насекомого, обволакивается слоями перламутра и таким образом образуется жемчуг, уже с давних пор вызывал у человека стремление искусственно возбудить в раковине подобную деятельность и получить воспитанный жемчуг. К концу XIX века в употребление вошел япон­ский половинчатый жемчуг, вторая, не раз­вившаяся в раковине часть которого уже впоследствии покрывалась перламутром. На­конец, в XX веке японским и китайским про­изводителям жемчуга посредством остроум­ного вмешательства удалось получить мно­жество искусственных жемчужин. Оптически они во всех отношениях подобны естественным и простым глазом неотличимы от них. Поскольку воспитанный жемчуг не ценится так высоко, как естественный, ядро и субстан­цию предлагаемых жемчужин проверяют более совершенными инструментами.

Декоративный жемчуг.

Напротив, можно относительно легко отличить от натурального жемчуга стеклянные подделки, которые из­готовляются различным способом. Самого обыкновенного сорта декоративный жемчуг или выдувается из бесцветных стеклянных трубок и покрывается изнутри жемчужной эссенцией (чешуя уклейки на прозрачном клею), или изготовляется из различной стек­лянной массы. Так называемый римский жем­чуг состоит из алебастровых шариков, кото­рые скачала пропитываются воском, а потом жемчужной эссенцией, однако при более про­должительном вощении они утрачивают свой привлекательный вид.

Кораллы.

Другой продукт моря, твердый как камень осевой скелет благородных кораллов, ювелиры уже с древ­нейших времен столь же охотно перерабаты­вали в украшения. В живом состояния благо­родный коралл — разновидность полипа, оби­тающая на большой глубине в теплых морях. Коралл образует неправильной формы ветвис­тое красное деревцо, достигает полуметро­вой высоты, которое прикрепляется на ска­листом основании. Окраска коралла сильно варьируется от светло-розовых оттенков до темных, кроваво-красных образцов, изредка встречаются кораллы белого или черного цве­та. Первоначально предпочитали темно-красные кораллы, долгое время особенно ценили об­разцы розового цвета и с помощью перекиси водорода отбеливали интенсивно красные ко­раллы, чтобы удовлетворить капризам моды. Сырье обрабатывается по-разному: или, по возможности, оставляется в натуральном, жи­вописно неорганизованном состоянии в только слегка полируется, или же на токарном станке нарезаются бусы линзообразной, шарообраз­ной формы в виде палочек. После просверливания они нанизываются цепочкой или не просверленные как драгоценный камень оправляются в благородный металл; этот великолепный материал используется еще в качестве сырья для мелкой пластики и из него изготовляются фигуры или рельефы, нередко с изображе­ниями зверей пли людей. Подлинные кораллы, как и жемчуг, часто имитируются в стекле.

Янтарь

Тысячелетняя окаменевши хвойная смола, — янтарь — также является даром моря. Уже в седой древности занимались добычей «золотя моря», собирая его на морском берегу, а позднее вылавливая сачками в так называемыми «острогами». В этом случае сидя в лодке в ясные дни ворошили длинным крюком камни ив морском дне, течение воды подхватывало янтарь; который затем вылавливался маленькими сетями. Что янтарь еще в древние времена употреблялся в качестве декоративного материала — об этом свидетельствуют многочисленные находки янтаря в микенских гробницах, которые можно датировать приблизительно 2000 годом до н. э. На севере уже люди каменного века носили украшения из янтаря, о чем говорят богатые находки в Шварцорте XV века до н. э. Янтарь был очень популярен в античности и привозился морем и по суше в Грецию в позднее в Рим в римские провинции. Янтарные укра­шения всегда охотно носили во многих странах, им приписывали целительные свойства. Известен совершенно светлый прозрачный янтарь, янтарь от золотисто-желтой до темно-коричневой и красновато-коричневой окраски в всех оттенков, которые находятся между ними. Янтарные бусы, могущие быть различ­ной формы (оливкообразные, круглые и пр.) обтачиваются на токарном станке и после этого полируются. Прозрачные бусы часто ограни­ваются, а в последнее время предпочитают модные ожерелья из необработанного и только просверленного янтаря.

Слоновая кость.

К древнейшим и различно применяемым в ювелирном деле материалам принадлежит слоновая кость, слоновий би­вень. Ее можно точить, сверлить, пилить, обрабатывать рашпилем, шлифовать, резать, выскребать и придавать ей разнообразную форму. Поверхность обработанного предмета можно к тому же гладко отшлифовать и отпо­лировать. Из слоновой кости изготовляли не только украшения, вроде браслетов, сережек, бус и застежек, но также ларцы, табакерки и сосуды; крохе того, уже в раннее время она служила художникам как благородный мате­риал для вырезания изображений. Очень эф­фектно в сочетании со слоновой костью вы­глядит золото. В Европе в XVI и XVII веке слоновая кость ценилась очень высоко, в ее художественная обработка оказала влияние на африканские изделия из этого материала.

Черепаха.

Мир животных дает производству украшений еще один ценный материал в виде черепашьего панциря. Существует темный и светлый, так называемый золотистый пан­цирь, который пропускает свет и потому поль­зуется особым спросом. Чистота рисунка и ин­тенсивность цвета также играют важную роль при опенке панциря. Его охотно применяют для заколок волос я гребней, при изготовле­нии табакерок, черенков и инкрустированных изделий. Он может расщепляться, смягчаться на огне, изгибаться, прессоваться в форме и соединяться в одно целое, затем в твердом состоянии он хорошо поддается обработке с помощью пилы, напильника и рашпиля. Наконец, черепаху шлифуют и полируют, например, венским известняком. Искусно обработанный ажурный панцирь очень высоко ценился как украшение для во­лос в различные эпохи, равным образом в кон­це прошлого века и перед первой мировой войной, и в последнее время вновь стал мод­ным как эффектное увенчание сложных при­чесок. Поскольку подлинный панцирь всегда. был дорог, его часто имитируют посредством рога, галалита и сходных дешевых пластмасс.

 

шенством и художественным вкусом выпол­нялась в среднее века в Рейнской области и в районах Мааса и Моэеля, выемки большо­го размера перегораживались металлической проволокой.

В последнее время вновь большой популяр­ностью пользуется так называемая оконная эмаль (ЕтаН и }оцг), при которой отсутствует металлическая основа и стеклянная масса пол­ностью заполняет сквозные промежутки про­волочной сети. Очень эффектна так называе­мая зма» по серебру или зма» по резьбе. Рису­нок в виде неглубокого рельефа вырезывается на серебряно* ложе и затем полностью покры­вается прозрачной стеклянной массой. На более высоких местах рельефа серебро просве­чивает сильнее, тогда как в более глубоких эмаль гуще и темнее. В таких изделиях пол­ностью выявляется свсто-теневая моделиров­ке металла. До высочайшего совершенства эту технику довели в особенности итальянские элатокузиецы XV века. В способе, который применялся преимущественно во Франции и называется бочкмой эяалмо, свободно смон­тированные или круглые части полностью по­крываются слоем эмали. Эдвл»» яо ^<элм^|» (Епми! ел гопйс Ьоз») назы­вают литые или чеканные предметы, которые полиостью яви частично обожжены в прозрач­ной или непроницаемой стеклянной массе, так что получается цветная эмалированная плас­тика; рельеф также можно покрывать эмалью аналогичные* образом. Ъ живописной эмали, которая пережила расцвет в Лиможе в XVI иске, металлическая пластин­ка, реципиент, используется еще и в качестве живописной основы. Часто изготовляемая из меди, во равно из железа, серебра или золота, эта пластинка прежде в

к списку статей и тестов



© 2007 Интернет-магазин "Maneki-Neko". Все права защищены!
Тел.: (495) 517-68-23  
E-mail: [email protected].