УКРАШЕНИЯ
В истоках человеческой истории берет начало история украшений. Потребность в украшении, как мы еще и сегодня можем наблюдать у примитивных народов, выражена сильнее, чем потребность в одежде. «До одеяния было украшение» — так начинается одна из основополагающих работ по истории украшений. С самого начала украшение наряду со своей эстетической функцией должно было выполнять и иные важные задача. Во-первых, оно служило в качестве амулета или талисмана, во-вторых, украшением застегивалась или скреплялась одежда, обувь или пояс и укреплялась прическа. Поэтому мы можем подразделить украшения на символические, платяные, нательные и украшения для волос. Всякая эпоха создавала украшения по-своему, в не только с точки зрения присущего ей стиля, но и в том, что касалось выбора материала, способа обработки и техники. В древности главным образом египтяне, Греция и Рим существеннейшим образом определяли развитие украшений, позднее эту роль восприняла Византия. Каролингская эпоха, по общему мнению, стоит у истоков искусства украшения исторического периода в Западной Европе. Карл Великий, благодаря своей многогранной человеческой натуре, создал условия, которые привели к тому, что из наследия древних культур, христианства в творческой одаренности европейских народов выросла новая культура, которую обоснованно называют «каролингским ренессансом» и которая в значительной степени повлияла на искусство украшений. Раннеготические украшения почти не сохранились до наших дней, о том, как они выглядели и применялись, мы узнаем из тогдашней миниатюры и иконы, а иногда и пластики. Наилучшие образцы раннесредневековых украшений, которые дошли до нас, происходят из областей Рейна и Мааса. Драгоценнейшее женское украшение, которое нам известно от этого времени, принадлежит к облачению императрицы Гизелы, надевавшей его, как утверждают, во время своей свадьбы с императорам Конрадом II в 1027 г. В средневековом обществе лишь немногим избранным было возможно и доступно ношение драгоценного украшения. В эпоху Ренессанса этот круг расширился, и одновременно высшая аристократия и духовенство стала носить более роскошные украшения, чем это было принято в предшествующую пору. Тогдашние картины, главным образом произведения немецких мастеров, обстоятельно изображающие одеяния и украшения, дают нам об этом хорошее представление. Весьма часто, например, носили по несколько колец на одной руке. Ренессанс любил драгоценные камни и цветную эмаль и обильно украшал ими наиболее популярные в те времена украшения — подвески.
XVII век оказался поворотным для алмазной грани. В ту пору было изобретено гранение алмазов, которое выявило единственную в своем роде красоту бесспорного первенца среди драгоценных камней. В XVIII веке искусные ювелиры вправляли в броши, султаны, кольца и другие украшения мерцающие бриллианты в виде цветов, ветвей и бантов, которые особенно ярко сияли в празднично освещенных бальных залах, на больших приемах при дворе и тому подобных местах. По примеру французов в Европе также стали изготовлять целые гарнитуры драгоценностей, «парурес», которые состояли из ожерелья, серег, броши, браслетов, а иногда и диадемы. Резные камни были в большой моде во времена империи, а в последующие годы, когда все более широкие слои общества стали проявлять интерес к украшениям, принялись отыскивать новые, более дешевые материалы и новые средства и формы украшения, которым до сих пор уделяли мало внимания. В первую половину XIX века эти усилия были продолжены, новые материалы или заново открытые способы обработки, новые техники украшения и т. д. обогатили ювелирное дело. Вторая половина XIX века представляет собою застой и обращение вспять. Упадок древнего искусства, создавшего индивидуальное украшение, едва ли можно было задержать, однако в конце XIX века выявились новые тенденции, — место аристократических сокровищ заняли модные украшения, подчиненные совершенно иным законам.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
С ранних пор для изготовления украшений использовались самые разные материалы: благородные, но вместе в простые металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная эмаль, жемчуг, кораллы и прочее. Отдельные страны и стилевые эпохи предпочитали определенные материалы и поэтому часто распознаются по виду избранного ими материала и способу его обработки.
МЕТАЛЛЫ.
Золото.
Важнейший металл в производстве украшений. Этот желтый блестящий металл, обозначаемый в качестве химического элементе знаком Аu (от латинского Aurum), самый ковкий среда всех металлов, способный разгоняться в пластинку 1/800 мм толщины или вытягиваться в проволоку длиной в 3000 м при исходном весе в 1 грамм. Золото необычайно стойко к воздействиям воздуха и кислот и растворяется только в реактивах; содержащих хлор, прежде всего в царской водке (одна часть азотной кислоты плюс три части соляной кислоты). Поскольку в самородном состоянии золото отличается мягкостью, его в большинстве случаев сплавляют с другими металлами. Избранный для сплава металл определяет цвет золота: с преобладанием меди получается красное золото, в сплаве с серебром золото имеет желтый цвет, примешиванием никеля или палладиума достигают белого цвета. С XIX века указывается содержание золота, ныне оно выражается в тысячных долях. 1000/1000 означает чистое золото и соответствует первоначальному обозначению в 24 карат, причем следует учитывать, что карат здесь, в отличие от драгоценных камней, является обозначением не веса, а содержания золота в сплаве. Для работы чаще всего используется золото в 14 каратов (585/1000) и 18 каратов (750/1000). Приблизительное содержание чистого золота в тех украшениях, которые не допускают какого-либо вмешательства, устанавливается с помощью так называемой пробы чертой. В качестве пробирного камня используют черного цвета кремнистый сланец, проверяемым сплавом с нажимом проводят по его поверхности. Затем цвет штриха сравнивают с цветом штриха от пробирной иглы на слитке, содержание золота которого точно известно, и для лучшего распознавания слегка смачивают штриховой след смесью азотной в соляной кислоты. Для получения более точного результата необходимы лабораторные исследования, требующие продолжительного времени. Для изготовления дешевых украшений часто вместо золота используют накладное золото, которое представляет собою неблагородный металл, преимущественно сплав меди, покрываемый золотом.
Серебро.
Вслед за золотом оно играет значительную роль в изготовлении украшений. Этот сияющий белым цветом металл, с химическим обозначением Ag (латинское Argentum), тверже золота и после него наиболее ковкий благородный металл. Серебро не окисляется, остается неизменным на воздухе; однако атмосферный сероводород, фосфор и фосфорный водород вызывают потемнение его поверхности. Для изготовления украшений серебро также сплавляется с другими металлами, особенно с медью (10—30%), и чистое его содержание в настоящее время тоже указывается в тысячных долях. Однако еще в последнюю четверть прошлого века для обозначения содержания серебра в сплавах в Германии повсеместно использовали издавна употреблявшиеся единицы: лот и гран. Проверка серебра происходит сходным с описанной выше проверкой золота образом, на практике по большей части применяют сплавы 900/1000 и 800/1000. В Новое время дешевые украшения изготовляли среди прочего из альпака, похожего на серебро сплава меди, никеля и пивка.
Платина.
С XIX века в изготовлении украшений находит применение самый дорогой благородный металл, открытый в XVIII веке. Платиновые сплавы из-за их дороговизны обыкновенно заменяются в художественном производстве белым серебром, которое внешне более всего уподобляется этому дорогому металлу.
Наряду с благородными металлами для изготовления украшений часто используются и неблагородные: так было в доисторические эпохи, в кустарном народном производстве и повсюду, где благородные металлы слишком дороги.
СПОСОБЫ УКРАШЕНИЯ.
Наряду с техниками, которые находят повсеместное применение в обработке металла, вроде гравировки, рельефной чеканка и канфарения, в производстве украшений применяются и иные, характерные как раз для этой отрасли человеческой деятельности. К самым древним техникам этого рода принадлежат филигрань и зернь, которые были известны и с большим совершенством выполнялись еще в доисторическую эпоху.
Филигрань.
Под нею подразумеваются искусные изделия из тонкой накерненой (рифленой) проволоки, которая или, как это было в ранние эпохи, припаивается на металлическую основу, образуя выразительный узор, или, как это стало правилом позднее и сохранилось вплоть до наших дней, превращается в искусно переплетенный жгутик, запаиваемый лишь в местах пересечения. Изделия из филиграни были в определенные периоды чрезвычайно популярны и такие украшения, как серьги, пряжки, застежки, браслеты, броши и другие, пользовались большой популярностью. Особенное предпочтение отдавали филиграни из серебра; золотая филигрань встречается реже. В некоторых странах украшения из филиграни еще и по сей день пользуются огромным спросом, хотя качество ручной обработки отличается значительной неравномерностью. Филигрань в виде народного украшения встречается во всех частях света, так что в ней усматривают одну из первоначальных техник, присущих человеческой культуре. В художественных изделиях также часто встречается этот способ украшения. Например, в средние века филигрань неоднократно украшала церковную утварь, даже драгоценные оклады книг. В наши дни филигранью украшают среди прочего и серийную продукцию.
Зернь.
Напаянные на поверхности аналогичного металла — золото на золоте, серебро на серебре — золотые и серебряные зернышки, образующие различный, часто очень выразительный орнамент, использовали для придания большего эффекта своим изделиям златокузнецы уже давно минувших эпох. Эта техника, которую мы сегодня называем гранулированием, увеличивает игру светотени и придаст украшению своеобразную живость.
Чернь.
Также принадлежит к наследию давно минувшего прошлого, однако на протяжении столетий и эта техника снова и снова использовалась искусными златокузнецами. Речь идет о нанесении в гравированные или травленые углубления светлого металлического основания смеси. В качестве основы использовала, как правило, серебро, в качестве добавления — серебро, медь, серу, свинец и т. д., смешанные по определенным рецептам и различающиеся в разные культурные эпохи по составу и цвету. Так, по Плинию, в древности использовали серебро, медь и серу, в то время как в средние века и в эпоху ренессанса добавлялся еще свинец. И сегодня златокузнецы часто держат в секрете свои испытанные рецепты. По названию русского города Тулы, где в XIX веке широко использовали чернь, «тульскими товарами» были названы украшенные ею предметы, имевшие успех в Центральной Европе.
Инкрустирование.
Это искусство Европа переняла из Азии. На предметах и украшениях из неблагородного металла (железо, сталь, бронза), реже из золота и серебра, награвировывали орнамент, вставляли в углубление золотую или серебряную нить, иногда тонкий лист, и молоточком плотно пригоняли украшающий металл к основе. Этот способ уже очень рано применяли в Дамаске, откуда он позднее попал в Византию и нашел употребление также в Италии и Германии. Мавры занесли его в Испанию, где особенно красиво инкрустировались оружие и доспехи. Величайшего совершенства в применении этого искусства достигли японцы и китайцы. В периоды ранней европейской истории встречаются инкрустированные золотом серебряные украшения, равно как и золотые изделия — серебром; кроме того, даже парадные изделия из благородного металла инкрустировались иноцветной проволокой из простого металла.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ.
Еще доисторический человек использовал драгоценные камни для украшения, и нет, пожалуй, ни одной эпохи в истории человечества, которая не находила бы никакой прелести в многоцветном великолепия этих минералов. По твердеет, чистоте, красоте цвета и разнообразию преломления света драгоценные камни превосходят все иные дары природы и очаровывают даже такого избалованного знатока, которого обыкновенно в состоянии тронуть лишь изысканные художественные произведения. Драгоценные камни различаются по степени твердости. Наибольшей твердостью в 10 единиц обладает только алмаз, который греки называли непобедимым, «adamas». Камни со степенью твердости от 9 до 7 прежде определяли как подлинные драгоценные камни, которые с понижением твердости становятся полудрагоценными или просто декоративными. Разумеется, понятие «полудрагоценные камни» не всегда имеет твердо фиксированные границы, поскольку не только твердость, во и редкость и красота также выступают критерием опенки, и до сих пор на этот счет не существует единой точки зрения. В разработанной Фридрихом Мозе шкале твердости алмаз фигурирует, как уже было сказано, со степенью в 10 единиц, за ним следуют рубин и сапфир — 9, кошачий глаз; александрит, хризоберилл, шпинель, смарагд, аквамарин и благородный топаз — 8, аметист, гиацинт, турмалин, гранат, цитрин, дымчатый топаз и розовый кварц — 7 и другие цветные или прозрачные камни. Мерой драгоценного камня в новое время становятся карат, который в противоположность карату драгоценного металла является показателем веса и равен 200 млгр, т. е. 1/5 гр.
Извлеченный из своего природного гнезда камень-сырец до заключения в оправу подвергается обработке, лишь благодаря которой и обнаруживается вся его красота. Известны по существу два разных вида обработки: шлифование и резание, которые могут применяться и одновременно.
Шлифование в значительной степени повышает декоративные свойства драгоценного камня. Лишь цветовая игра, преломление света, сияние и форма пробуждают его к полной жизни, поэтому гранильщик драгоценных камней должен точно знать естественное строение кристалла, учитывать систему, заложенную в его основание, в стремиться выявить своеобразие минерала. При рассуждении о том, какого вида огранка была бы наиболее подходящей, он должен наряду с другими факторами всесторонне учитывать цветовые особенности камня. Удовлетворялись не только цветовым великолепием и игрой света, — во все времена драгоценные камни использовали также в качестве материала для мелкой пластики.
Резьба в камне (глиптика).
Это искусство было известно и популярно у всех культурных народов древности и имело хождение также в кругу неевропейских народов. Уже в VI веке до н. э. искусство камнерезания пережило свой расцвет в Греции, в Риме глиптика также была популярна. Техника и способность выражения художественной идеи в пределах самого незначительного пространства достигли высочайшего совершенства в геммах-интальо (углубленное резное изображение) и камеях (выступающее резное изображение в форме более или менее плоского рельефа) классической древности и даже сегодня было бы трудно отыскать что-либо равное им. Средневековье здесь, как и в других областях искусства и художественного ремесла, переняло наследие античности, однако скоро вступило на свой собственный путь и стало использовать резные камни для украшения церковной утвари, церковных книг и в качестве предметов любования на облачениях священников и диаконов. Античные геммы и камеи носили высокородные женщины в виде застежек одеяний или медальонов в оправе из благородного металла и т. д. Руку благородного грека и римлянина, а также средневекового иерарха я аристократа нередко украшал перстень с печаткой с резанным в камне изображением. В эпоху Ренессанса глиптика пережила новый расцвет, в многие известные мастера той поры создали в этом драгоценном материале произведения непреходящей красоты. Вплоть до наших дней существовали и снова и снова появляются художники, стремящиеся воплотить свои пластические представления в этом благородном искусстве.
Гранение.
В то время как искусство резания камней еще в античности достигло своего апогея, гранение развивалось медленнее и в античную эпоху намного отставало от глиптики. Наиболее простой и употреблявшейся еще в древние времена формой обработки является огранка кабошоном, способ, при котором верхней стороне камня с помощью полировки придавалась выпуклая форма, а нижняя сторона первоначально лишь слегка подтесывалась, благодаря чему ясно читалась структура камня и его величина оставалась предельно неизменной. Позднее нижняя сторона камня обыкновенно уплощалась, как это иногда делают еще и сегодня. Высокодужные экземпляры называются «кабошонами». В раннем и зрелом средневековье кабоширование было единственным способом обработки драгоценных камней, сегодня же подобным образом отделываются, как правило, только непрозрачные или полупрозрачные декоративные камни. В XIV и XV веке распространяется шлифование таблицы, которая отвечает, например, октаэдрному кристаллу алмаза в сохраняет его продолговатую форму, а также почти целиком исходную величину. Плоскости октаэдра, формы алмаза естественного образования, при такой обработке полируются, а грани несколько скругляются. Вершина камня представляет собою половину первоначальной формы и при правильном кристалле алмаз приобретает вид пирамиды. Некоторые редкие экземпляры эпохи переселения народов уже демонстрируют эти формы, которые тогда достигались посредством кабоширования.
В XV и XVI веке, когда в употреблении были уже гранильные мельницы с водяным приводом и для обработки использовали алмазный порошок на масле, появляется фацетирование. Что тонко растолченный алмаз является непревзойденным средством огранки, — это первым открыл гранильщик Карла Смелого Бургундского Луи де Беркен из Брюгге, чем и обусловил взлет гранильного дела. Ему удалось с помощью этого нового средства применить к алмазам фацетирование, еще в XIV века использовавшееся в Европе для обработки горного хрусталя; тем самым он наиболее полно выявил одно из важнейших свойств первого среди всех драгоценных камней: способность преломлять свет, которой в такой мере не обладает никакой иной камень. После этого огранка начала свое победное шествие, и можно выделить разные ее виды. Наряду с фацетированным шлифованием таблицы, которое в особенности применяется для камней «чистой воды», и наряду с конически заостренным камнем, известен гонкотаблит-чатый бриллиант, у которого верхняя и нижняя вершины почти полностью сошлифованы и который обладает восьмью и, соответственно, шестнадцатью гранями (с притупленными углями). Для толстотаблитчатого бриллианта характерно незначительное удаление нижней половины октаэдра. Отсюда — всего один шаг к ступенчатой огранке («лесенке»), которая особенно пригодна для цветных камней, поскольку своеобразное расположение граней нижней части увеличивает отражение света и тем повышает общее впечатление. При ступенчатой огранке в верхней части камня появляются две, а иногда и три граненых ступени, внизу же — от четырех до шести, а иногда и больше.
В XVII веке, когда алмаз сделался основным украшением, знаменитые гранильщики в Амстердаме и Антверпене изобрели гранение в виде розы, которое возникло, пожалуй, из первоначальной формы заостренного камня. Правильная роза, розетка или рута представляет собою круглый камень с диаметром вдвое больше высоты. Простая роза имеет шесть плюс двенадцать, «голландская или брабантстая роза» шесть плюс восемнадцать, французская «Rose recoupée» двенадцать плюс двадцать четыре граней. Под «розочками», которые были особенно популярны в XVIII вене, следует понимать очень маленькие руты; на один карат приходится более ста граненых камешков. Благодаря повелению французского кардинала Мазарини, который в 1660 году приказал огранить уже шлифованные камня, из толстотаблитчатого бриллианта возникла и развилась новая общепринятая форма огранки. Как павильон (верхняя часть, крона), так в кюласса (нижняя часть) в ней обильно фацетированы. Около 1700 года венецианскому гранильщику Винченцо Перуцци впервые, как утверждают, удалось огранить «тройной работы бриллиант», павильон которого состоял из 32 граней в три ряда (кроме площадки), кюласса из 24 граней {не считая калетгы). Если к тому же павильон и кюласса находятся в соотношении 1:2, обильный и многообразно преломленный свет извлекает из камня огненное сверкание. От описанной выше бриллиантовой грани, которая целикам выявляет свойства алмаза, ведут начало все современные, чрезвычайно сложные способы гранения, вроде изобретенной в Каире звездчатой грани, которая предполагает большую высоту павильона и кюлассы и гарантирует максимальное использование сырца. Клешневая грань и американская бриллиантовая грань, которые пользуются сегодня особенной популярностью, также развились из обычной бриллиантовой грани. Как можно видеть из нашего изложения, бриллиант возникает из алмаза-сырца в силу особых способов фацетировання в никоим образом не представляет собою естественно образовавшегося благородного камня, как об этом, между прочим, ошибочно думают.
Наряду с бриллиантовой огранкой, посредством которой камень в определенном порядке покрывается гладким гранями (фацетами) в которая способствует игре света и сиянию драгоценного камня, для непрозрачных камней, отличающихся богатой игрой цвета, используют шлифование иного рода. Они шлифуются не плоско, а округло; среди прочего подобным образом обрабатывают цветные камни первого класса: рубин и сапфир. Они приобретают дугообразную поверхность или по обеим сторонам, или нижняя сторона замыкается плоской гранью. Иногда нижняя сторона выдалбливается, «выбивается», что способствует отражению света. Камень как бы светится снизу, и в проницаемых для света экземплярах достигается значительный эффект. Иногда гранится выпуклая поверхность рундисты (пояса, ободка).
Украшения из граната.
Несколько в стороне от основного русла располагается не менее ценная продукция, которая получила развитие в особых обстоятельствах и во многих отношениях обогатила ювелирное дело Европы. Такого рода продукцией являются украшения из граната, которыми прославилась Богемия в последние три столетия. Письменные источники сообщают, что уже в XVI веке в Богемии планомерно добывались огненные, кроваво-красные гранаты; кроме того, имеются средневековые сведения об использовании темно-красных гранатов в качестве украшений. Собственно «гранатовая техника» появляется лишь в XVIII веке и получает широкое распространение во второй половине XIX века. При этом металл, главным образом золоченое серебро, образует всего лишь неразличимую конструктивную оправу, а граненые зерна граната целиком покрывают поверхность украшения. Поскольку зерна богемского граната лишь изредка превышают в диаметре 8 мм, а экземпляры свыше 5 мм уже довольно дороги, то в том случае, когда в композиции украшения предусмотрено использование камней большого размера, богемские гранаты дополняются темно-красным альмандином, который имитируется из Индии, или тирольскими гранатами фиолетово-красного цвета, для которых характерны от коричневатого до черного цвета «перья» (помутнения, образовавшиеся в процессе кристаллизации). Гранаты подвергаются разнообразной шлифовке от простого гранения площадки до сложной бриллиантовой огранки и по мере надобности заключаются в оправу. Во-первых, применяют гнездовую оправу, во-вторых, оправу в виде напаянных коготков или шариков. В XIX веке любили сочетание богемских гранатов с мелким жемчугом. Для раннего периода характерны броши и ожерелья из звездо- и рутообразных гранатов в несколько нитей, которые пользовались огромной популярностью. Изготовлялись также медальоны, браслеты, серьги и кольца. В XIX веке преимущественным предпочтением пользовались гарнитуры гранатовых украшений, которые состояли из колье или ожерелья, браслета, броши, серег и кольца. Прекраснейшее украшение из богемских гранатов, которое нам сегодня известно, носила Ульрика фон Леветцов, вызывавшая преклонение седовласого Гете. Гарнитур был изготовлен в 1820 году из 448 гранатов и состоит из ожерелья в пять нитей, серег, броши, двух браслетов и кольца. Он находится в Тршебевицком музее в Богемии.
Имитация драгоценных камней.
Уже в древнем Египте, античной Греции и Риме стрекались заменять редкие и драгоценные благородные камни легко доступными и более дешевыми суррогатами. Существует несколько возможностей имитации драгоценных камней; одна из них заключается в том, чтобы с помощью определенного рода оправы и обыгрывания камня «второй и третьей воды», преподнести его таким образом, чтобы он казался безупречным по чистоте и дорогим экземпляром. Далее, искусное обыгрывание подлинного камня может придать обыкновенно не свойственную ему окраску и сияние. Например, в старину с помощью отражающей свет фольги увеличивали сияние бесцветных и прозрачных алмазов. Амальгамированный цветной камень также поражает особенно интенсивной игрой цвета. Ренессансный художник и златокузкец Бенвенуто Челлнни прославился умением изготовлять превосходную фольгу, которая заметно увеличивала цветовое сверкание драгоценного камня. Ныне этот вид имитация менее употребим, поскольку как раз наиболее дорогие и потому более всего заслуживающие подражания экземпляры оправляются «a jour» т. е. по рундисте, что почти целиком исключает употребление фольги. Что касается больших алмазов, смарагдов и рубинов, наиболее драгоценных камней, то уже очень рано пытались посредством склеивания двух камней достичь обманчивого единства и высокого качества. Известны «дублеты» трех видов: состоящие из двух подлинных камней, причем камень, используемый в нижней части, как правило, более низкого качества; затем такие, в которых верхняя часть является благородным камнем, а нижняя более дешевым минералом, например, горным хрусталем или стеклом; и наконец такие, в которых обе части неблагородного происхождения. Последним из выше названных способов на Востоке с превеликой ловкостью изготовлялись подделки, верхняя часть у которых с нижней стороны имела полусферическое углубление, заполнявшееся окрашенной жидкостью. За несомненную имитацию признается употребление драгоценных камней, которым в силу их цветового сходства с камнями первого класса приходится служить их заменой. С помощью обжига цвет многих камней может быть улучшен, из желто-красных топазов, например, получаются светло-красные; особенно интересен тот факт, что матово-голубой сапфир после обжига становится водянисто-светлым и служит для имитации алмаза.
Остается вопросом, можно ли считать имитацией искусственные драгоценные камни, которые кристаллизуются не в слоях земли, а в лабораториях под наблюдением химиков из тех же составных частей, что в их естественные собратья, ибо они той же субстанции и цвета, что и натуральные минералы, и не отличаются от них ни способностью преломлять свет, ни цветовой игрой, ни блеском. Даже наука лишь в редчайших случаях способна распознать в уже ограненном камне: покоился ли он сырцом в земле долгие тысячелетия или недавно вышел из лаборатории. На протяжения многих столетий человечество мечтало о возможности изготовлять драгоценные камни, и люди снова и снова старались вырвать у природы эту тайну. Лишь минувшее столетие обогатилось новыми, необходимыми для этого познаниями, в как раз французским химикам принадлежит огромная заслуга в разрешении этой проблемы. В наше время кристаллы весьма многих минералов выращивают фабричным способом и используют не только в качестве украшений: они играют важную роль в современной технике.
Во все времена стеклянная масса применялась в качестве дешевого заменителя благородных камней. Сорта стекла, которые отличаются способностью повышенного оптического преломления и в огранке дают богатую цветовую игру, могут, во-первых, — окрашенные окислами металлов, — использоваться для имитации цветных драгоценных камней, во-вторых, — в бесцветном состоянии — служить заменителями алмазов в дешевых украшениях. Основой современной имитации благородных камней посредством стекла служат стразы, бесцветная стеклянная масса из зеленого кремния, окиси железа, глинозема, извести и окиси натрия, смесь и сплав которой впервые в 1758 году получал венский златокузнец Иосиф Штрассер и которая поддается такой искусной огранке, что при скользящем разглядывании стразы неотличимы от подлинных алмазов. «Псевдобриллнанты» из страз или стеклянной массы с добавлением таллия — благодаря своей повышенной способности преломления света — приближаются к подлинным бриллиантам; однако у них отсутствуют другие важные качества благородных камней, вроде твердости, так что при долгом ношении этих украшений едва ли можно скрыть следы износа, а блеск их со временем все-таки слабеет. Камни из цветной стекломассы и стразы в последние два столетия находили большой спрос как материал модных украшений; известные художника во Франции, Германии и прежде всего в Чехословакии посвятили себя в новое время проблемам, решение которых повлекло за собой имитацию драгоценных камней в не сравнимом с прежним масштабе.
Распознавание драгоценных камней.
Как уже указывалось выше, распознавание подлинных натуральных драгоценных камней представляет трудность. Даже глаз опытного знатока едва ли в этом отношении безошибочен. Ни цвет, ни сияние, ни преломление света не дают достаточной уверенности при определении подлинности камня. При первом знакомстве можно судить только о том, имеем ли мы перед собою прозрачный или непроницаемый камень определенного цвета и сияния. Более точное исследование в настоящее время предполагает наличие сложных инструментов. Поскольку, как известно, используются многие синтетические материалы, увеличительное стекло больше уже не удовлетворяет поставленной цели, как это было раньше. В первую очередь здесь следует назвать поляризационный микроскоп, чрезвычайно эффективный при определении подлинности камня.
Оправы драгоценных камеей.
Как правильно выбранная рама для картины выгодно дополняет и, составляя с ней неразрывное целое, усиливает общее воздействие, так и подходящая оправа поддерживает и полностью выявляет красоту драгоценного камня. Уже в древности драгоценные камни заключали в оправу, т. е. прочно соединяли их с металлом. Как в ранние времена, так и в наши дни для оправы обработанных камней используют, прежде всего, благородные металлы и лишь изредка — неблагородные, которым посредством соответствующей обработки поверхности придавали должный вид (например, медь золотилась). В принципе можно различать два вида оправы, ранняя из которых, гнездвая оправа, была известна и употреблялась еще в древности. Сферообразный с верхней стороны и плоско отшлифованный снизу камень вставляли в наготовленное для этого гнездо, которое состояло из металлического донца и тонкой напаянной полоски того же металла.
Этот вид оправы переняли средневековые ювелиры, которые варьировали его в соответствии с художественным вкусом, собственной ловкостью и умением то в виде простой, то в виде художественно изощренной формы, вплоть до роскошных и оригинальных образцов. Так, верхнюю кромку царги, как называют металлическую подоску, то украшали напаянными шариками, ноготками или филигранью, то отделывали искусной листообразной резью я усиками. В эпоху поздней готики и Ренессанса входят в моду кайма, украшенная эмалью, которую любили применять на дорогих украшениях вплоть до XVIII века. Гнездовая оправа допускала всевозможные улучшения, с помощью которых менее чистые «по воде» и цвету камни наделялись чарующими внешнюю свойствами. Самое действенное средство улучшения камня — подходящее ложе. Введение «грязи» (черной окраски) помогает скрыть помутнения и недостатки камня. Еще более действенным оказывается применение фольги. С той же целью использовали блестящие металлические палочки, которые как зеркало отражали проникающий свет. Применяли также цветной шелк, который придавал цветному камню светоносный характер и углублял сияние. Еще и сегодня цветные камни в непрозрачные полудрагоценные минералы часто оправляются аналогичным образом.
Наряду с гнездовой оправой в конце Х века появляется оправа «a jour» которая не имеет донца и оставляет камень открытым с обеих сторон. Эта форма оправы стала особенно популярной после изобретения бриллиантовой огранки, поскольку крепежное приспособление ограничивается в этом случае металлическим ободком с коготками, что способствует максимальной обозримости камня. Оправа по рундисте без существенных изменений сохранялась вплоть до ваших дней, поскольку чистые, прекрасной окраски камни не нуждаются ни в каком сопровождении. Если мы последуем за украшениями в их исторической развитии, то снова и скова убедимся в том, что предпочтение отдавалось такой оправе, а вслед на ней и такому камню, которые отвечали времени и его художественному вкусу.
Все минувшие столетия не смогли изменить основные виды оправы драгоценных камней, и поныне мы имеем дало все с теми же, более или менее привлекательными разновидностями первоначальных форм.
ЭМАЛЬ.
Еще в древности металлические украшения отделывали цветной эмалью и уже тогда имели по-разному использовать декоративные свойства этой разноцветной стеклянной массы. Эмаль была популярна и в более поздние времена, и искусство эмальеров наряду с другими техниками златоделия занимало почетное, а по временам и ведущее место. Эмалированном называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия. Известна эмаль трех видов: с бесцветной основой, которую называют глазурью, просвечивающая и непроницаемая эмаль. В самом эмальерном деле существуют различные техники и способы обработки. В перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски и образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой. После обжига поверхность гладко шлифуют, так что металл с эмалью образуют ровную плоскость; а металлические перемычки создают определенный узор. Этот способ эмалирования был особенно распространен на Востоке. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным, на него первоначально наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски и наконец бесцветная прозрачная эмаль с глазурью в качестве защитного в глазурного средства. С перегородчатой эмалью сходна эмаль на скани, в которой проволочка остаются более высокими, чем слой эмали, тек что поверхность предмета не связывается воедино. Русские и венгерские народные украшения характеризуются как раз этим видом эмали. В нейтральной Европе отдавали предпочтение выемчатой эмали. В этом случае на металлической поверхности с помощью резца делаются углубления, которые затем заполняются стеклянной массой. Металлическую основу здесь чаще образует медь или бронза, золото и серебро менее употребимы. Поверхность подобным образом эмалированных предметов гладко шлифуется и предстает единой, как и в перегородчатой эмали. Если металлическая основа — из благородного металла, то предпочтение отдается прозрачной стеклянной массе, цвет которой может изменяться под воздействием ложа. Для увеличения интенсивности цвета и эффекта прозрачной эмали при краевых и желтых тонах избирают золотую фольгу, при синих к зеленых — серебряную высокой пробы. Если металлическую основу образует неблагородный металл, вроде меди или бронзы, то чаще применяют непрозрачные эмали. Бесцветная стеклянная масса окрашивается окисью металла и получается просвечивающая эмаль. Если хотят получить непрозрачную стеклянную массу, то добавляют олово, которое не поддается плавлению и окрашивает бесцветное стекло в белый цвет. Всякая прозрачная цветная эмаль в смеси с такого рода белой эмалью становится «опаковой», т. е. непрозрачной. В так называемой смешанной эмали, которая с большим совершенством и художественным вкусом выполнялась в среднее века в Рейнской области и в районах Мааса и Моэеля, выемки большого размера перегораживались металлической проволокой.
В последнее время вновь большой популярностью пользуется так называемая оконная эмаль, при которой отсутствует металлическая основа и стеклянная масса полностью заполняет сквозные промежутки проволочной сети. Очень эффектна так называемая эмаль по серебру или эмаль по резьбе. Рисунок в виде неглубокого рельефа вырезывается на серебряном ложе и затем полностью покрывается прозрачной стеклянной массой. На более высоких местах рельефа серебро просвечивает сильнее, тогда как в более глубоких эмаль гуще и темнее. В таких изделиях полностью выявляется светотеневая моделировка металла. До высочайшего совершенства эту технику довели в особенности итальянские элатокузнецы XV века. В способе, который применялся преимущественно во Франции и называется бочковой эмалью, свободно смонтированные или круглые части полностью покрываются слоем эмали.
Эмалью по рельефу называют литые или чеканные предметы, которые полностью или частично обожжены в прозрачной или непроницаемой стеклянной массе, так что получается цветная эмалированная пластика; рельеф также можно покрывать эмалью аналогичным образом.
В живописной эмали, которая пережила расцвет в Лиможе в XVI иске, металлическая пластинка, реципиент, используется еще и в качестве живописной основы. Часто изготовляемая из меди, во равно из железа, серебра или золота, эта пластинка прежде всего целиком покрывается прозрачной глазурью или одноцветным опаковым слоем эмали. В качестве эмалевых красок почти постоянно применяются непрозрачные стеклянные массы; которые куничьей кистью наносятся на грунтовую подготовку и подвергаются последовательному обжигу. Поскольку краски в растертом состоянии часто обладают иным тоном, чем после обжига, едва ли можно избежать повторных прописок и обжига. Оборотная сторона пластинки по большей части также покрывается слоем эмали (контрэмаль) для предотвращения односторонней деформации металла при обжиге. С описанным выше способом не следует путать живопись по эмали, в которой пользуются только чистыми металлоокисными красками, но преимущественно белой эмалевой основе на золотом, серебряном или медном основании. Эта технике позволяет точнейшим образом вырисовывать все, вплоть до мельчайших деталей, и потому охотно применяется в миниатюрной живописи. Совместным действием различных эмальерных техник достигаются замечательные эффекты на изделиях из золота и серебра.
ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УКРАШЕНИЙ.
Наряду с металлами, благородными камнями и цветной эмалью, в производстве украшений известны и иные классические материалы, также преимущественно натурального происхождения. К наиболее употребимым принадлежат морской и речной жемчуг, кораллы, слоновая кость, черепаха, перламутр и янтарь.
Благородный жемчуг.
Жемчуг является ценнейшим даром моря и по красоте приравнивается к драгоценным камням. Как и камни, жемчуг очень рано стали заключать в оправу из благородных металлов и использовать в виде украшения. Жемчуг всегда пользовался огромной популярностью. К прекраснейшим экземплярам относятся жемчужины, которые вылавливаются близ побережья Цейлона и обладают светло-серебристым свечением без дефектов перламутрового отлива. Восточный жемчуг вообще ценится высоко и часто имеет бледно-желтый отлив, тогда как американский скорее голубоват. Однако известен также розовый, красноватый и черный жемчуг. Не только цвет, но также величина и форма определяют ценность жемчуга. Ровной круглой формы большие жемчужины называются крупным или бурмитским жемчугом, он продается поштучно. Особенно большие жемчужины совершенной формы называются «парангонами», в то время как угловатые большие жемчужины неправильной формы носят название «уродцев». Из-за своей фантастической формы они охотно использовались в эпоху Ренессанса и позднее в качестве фрагментов человеческого и звериного тела в изделиях прикладного искусства. Наконец, самый маленький, мелкий жемчуг, который зачастую едва превышает пшеничное зерно, применялся для украшения женской одежды. Жемчужное шитье было особенно популярно в XVI веке. Наряду с названным жемчугом, существуют овальные, грушевидные и неправильные угловатые экземпляры, которые называют зобным или барочным жемчугом. Поскольку природа сама поставляет готовый жемчуг, человеку мало что остается делать. Все жемчужины просверливаются и нанизываются друг за другом на одну нить или носятся как подвески. Наряду с подлинными жемчужными раковинами, которые водятся в южных морях, речные раковины также вырабатывают жемчуг, который однако по большей части меньше морского в уступает ему по красоте и ценности. В XVII и XVIII веке среднеевропейские реки и речушки (например Влтава и Белый Эльстер) еще оставались богатыми бассейнами для ловли жемчуга.
Искусственный жемчуг.
Тот общеизвестный факт, что чужеродное тело, проникшее в жемчужную раковину, вроде песчинки или насекомого, обволакивается слоями перламутра и таким образом образуется жемчуг, уже с давних пор вызывал у человека стремление искусственно возбудить в раковине подобную деятельность и получить воспитанный жемчуг. К концу XIX века в употребление вошел японский половинчатый жемчуг, вторая, не развившаяся в раковине часть которого уже впоследствии покрывалась перламутром. Наконец, в XX веке японским и китайским производителям жемчуга посредством остроумного вмешательства удалось получить множество искусственных жемчужин. Оптически они во всех отношениях подобны естественным и простым глазом неотличимы от них. Поскольку воспитанный жемчуг не ценится так высоко, как естественный, ядро и субстанцию предлагаемых жемчужин проверяют более совершенными инструментами.
Декоративный жемчуг.
Напротив, можно относительно легко отличить от натурального жемчуга стеклянные подделки, которые изготовляются различным способом. Самого обыкновенного сорта декоративный жемчуг или выдувается из бесцветных стеклянных трубок и покрывается изнутри жемчужной эссенцией (чешуя уклейки на прозрачном клею), или изготовляется из различной стеклянной массы. Так называемый римский жемчуг состоит из алебастровых шариков, которые скачала пропитываются воском, а потом жемчужной эссенцией, однако при более продолжительном вощении они утрачивают свой привлекательный вид.
Кораллы.
Другой продукт моря, твердый как камень осевой скелет благородных кораллов, ювелиры уже с древнейших времен столь же охотно перерабатывали в украшения. В живом состояния благородный коралл — разновидность полипа, обитающая на большой глубине в теплых морях. Коралл образует неправильной формы ветвистое красное деревцо, достигает полуметровой высоты, которое прикрепляется на скалистом основании. Окраска коралла сильно варьируется от светло-розовых оттенков до темных, кроваво-красных образцов, изредка встречаются кораллы белого или черного цвета. Первоначально предпочитали темно-красные кораллы, долгое время особенно ценили образцы розового цвета и с помощью перекиси водорода отбеливали интенсивно красные кораллы, чтобы удовлетворить капризам моды. Сырье обрабатывается по-разному: или, по возможности, оставляется в натуральном, живописно неорганизованном состоянии в только слегка полируется, или же на токарном станке нарезаются бусы линзообразной, шарообразной формы в виде палочек. После просверливания они нанизываются цепочкой или не просверленные как драгоценный камень оправляются в благородный металл; этот великолепный материал используется еще в качестве сырья для мелкой пластики и из него изготовляются фигуры или рельефы, нередко с изображениями зверей пли людей. Подлинные кораллы, как и жемчуг, часто имитируются в стекле.
Янтарь
Тысячелетняя окаменевши хвойная смола, — янтарь — также является даром моря. Уже в седой древности занимались добычей «золотя моря», собирая его на морском берегу, а позднее вылавливая сачками в так называемыми «острогами». В этом случае сидя в лодке в ясные дни ворошили длинным крюком камни ив морском дне, течение воды подхватывало янтарь; который затем вылавливался маленькими сетями. Что янтарь еще в древние времена употреблялся в качестве декоративного материала — об этом свидетельствуют многочисленные находки янтаря в микенских гробницах, которые можно датировать приблизительно 2000 годом до н. э. На севере уже люди каменного века носили украшения из янтаря, о чем говорят богатые находки в Шварцорте XV века до н. э. Янтарь был очень популярен в античности и привозился морем и по суше в Грецию в позднее в Рим в римские провинции. Янтарные украшения всегда охотно носили во многих странах, им приписывали целительные свойства. Известен совершенно светлый прозрачный янтарь, янтарь от золотисто-желтой до темно-коричневой и красновато-коричневой окраски в всех оттенков, которые находятся между ними. Янтарные бусы, могущие быть различной формы (оливкообразные, круглые и пр.) обтачиваются на токарном станке и после этого полируются. Прозрачные бусы часто ограниваются, а в последнее время предпочитают модные ожерелья из необработанного и только просверленного янтаря.
Слоновая кость.
К древнейшим и различно применяемым в ювелирном деле материалам принадлежит слоновая кость, слоновий бивень. Ее можно точить, сверлить, пилить, обрабатывать рашпилем, шлифовать, резать, выскребать и придавать ей разнообразную форму. Поверхность обработанного предмета можно к тому же гладко отшлифовать и отполировать. Из слоновой кости изготовляли не только украшения, вроде браслетов, сережек, бус и застежек, но также ларцы, табакерки и сосуды; крохе того, уже в раннее время она служила художникам как благородный материал для вырезания изображений. Очень эффектно в сочетании со слоновой костью выглядит золото. В Европе в XVI и XVII веке слоновая кость ценилась очень высоко, в ее художественная обработка оказала влияние на африканские изделия из этого материала.
Черепаха.
Мир животных дает производству украшений еще один ценный материал в виде черепашьего панциря. Существует темный и светлый, так называемый золотистый панцирь, который пропускает свет и потому пользуется особым спросом. Чистота рисунка и интенсивность цвета также играют важную роль при опенке панциря. Его охотно применяют для заколок волос я гребней, при изготовлении табакерок, черенков и инкрустированных изделий. Он может расщепляться, смягчаться на огне, изгибаться, прессоваться в форме и соединяться в одно целое, затем в твердом состоянии он хорошо поддается обработке с помощью пилы, напильника и рашпиля. Наконец, черепаху шлифуют и полируют, например, венским известняком. Искусно обработанный ажурный панцирь очень высоко ценился как украшение для волос в различные эпохи, равным образом в конце прошлого века и перед первой мировой войной, и в последнее время вновь стал модным как эффектное увенчание сложных причесок. Поскольку подлинный панцирь всегда. был дорог, его часто имитируют посредством рога, галалита и сходных дешевых пластмасс.
шенством и художественным вкусом выполнялась в среднее века в Рейнской области и в районах Мааса и Моэеля, выемки большого размера перегораживались металлической проволокой.
В последнее время вновь большой популярностью пользуется так называемая оконная эмаль (ЕтаН и }оцг), при которой отсутствует металлическая основа и стеклянная масса полностью заполняет сквозные промежутки проволочной сети. Очень эффектна так называемая зма» по серебру или зма» по резьбе. Рисунок в виде неглубокого рельефа вырезывается на серебряно* ложе и затем полностью покрывается прозрачной стеклянной массой. На более высоких местах рельефа серебро просвечивает сильнее, тогда как в более глубоких эмаль гуще и темнее. В таких изделиях полностью выявляется свсто-теневая моделировке металла. До высочайшего совершенства эту технику довели в особенности итальянские элатокузиецы XV века. В способе, который применялся преимущественно во Франции и называется бочкмой эяалмо, свободно смонтированные или круглые части полностью покрываются слоем эмали. Эдвл»» яо ^<элм^|» (Епми! ел гопйс Ьоз») называют литые или чеканные предметы, которые полиостью яви частично обожжены в прозрачной или непроницаемой стеклянной массе, так что получается цветная эмалированная пластика; рельеф также можно покрывать эмалью аналогичные* образом. Ъ живописной эмали, которая пережила расцвет в Лиможе в XVI иске, металлическая пластинка, реципиент, используется еще и в качестве живописной основы. Часто изготовляемая из меди, во равно из железа, серебра или золота, эта пластинка прежде в
к списку статей и тестов
|